Anatolij Wassermann (awas1952) wrote,
Anatolij Wassermann
awas1952

Концепция Ядра и Периферии

Оригинал — у simple_old_man в «Концепция Ядра и Периферии» от 2018-12-16. В копии постарался устранить очепатки и уточнить препинаки.

===

Концепция Ядра и Периферии является универсальным инструментом анализа окружающего мира во всём спектре существующих вокруг нас процессов (от чисто физических до общесоциальных). Такая возможность основана на всеобъемлемости лежащего в основе этой концепции Закона Движения.

Из формулировок этого и остальных Единых Изначальных Законов («Метафизика действительности. Основы») и понимания, что «ничто во Вселенной не может существовать без Движения (без изменения формы и/или качества)» и что «на Принцип Совершенствования постоянно накладывают ограничение Принципы Подобия и Сродства в части экономии» следует:

во-первых, Движение всегда спирально (точнее, циклоидально: спираль — частный, идеализированный случай) и,

во-вторых, «Любое Движение характеризуется наличием относительно консервативного ядра и относительно свободной периферии».

Истинное понимание сути этих явлений — особенно их вездесущности в нашем мире — даёт возможность не только уточнить и прояснить некоторые не совсем очевидные процессы, происходящие как в «живой», так и в «неживой» материи, но и выявить причины и закономерности, до сих пор казавшиеся несвязанными или случайными.

Показательно рассмотреть применение этого инструмента на примере социологии. Именно к этой области общественных наук в последнее время предъявляется больше всего претензий, особенно в части пресловутой «национальной идеи» и геополитической ориентации России в сегодняшнем мире.

Действительно, каков наш путь в истории? Почему Россия не Запад и не Восток? Почему в наших отношениях с Западом постоянная неприязнь, вплоть до конфликтов? Ответы пытаются найти то в географии, то в истории, то в биологии. Поясняющих факторов много в любой из этих областей, но окончательно полного объяснения нет — ни в каждой из этих областей в отдельности, ни в их комбинациях. В то время как концепция Ядра и Периферии не только однозначно проясняет эту ситуацию, но и даёт рекомендации по компенсации отрицательных и использованию положительных сторон такого положения вещей.

Право на применение этой концепции к социологии даёт простое заключение, что развитие человечества — это всё тот же процесс Движения («изменение формы и/или качества»). Это относится как в целом к людскому сообществу нашей планеты, так и к любой из её обособленных частей. Следовательно, у каждого условно независимого объединения людей (племени, национальности, народа, страны и пр.) должны быть ядро и периферия этого процесса. Ядро, чтобы сохранить и улучшить накопленное, и периферия, чтобы обогатить и ускорить пути дальнейшего развития. Для этого ядро должно быть относительно консервативно, периферия относительно свободна.

Например, племя, прежде чем завоевать для себя лучшее место для существования, копит силы (отъедается, размножается), затем высылает вперед воинов (относительную периферию) на завоевание этих мест и только после этого туда переходят женщины с детьми и старики — две половинки стабильности (относительное ядро): гарантия сохранения численности и гарантия сохранения знаний.

Теми же функциями обладают ядро и периферия более крупных людских сообществ. А с момента появления глобальных политико-экономических взаимосвязей (метафизически значительно раньше) единым ядром обзавелось и всё человечество.

Для правильного понимания сути концепции Ядра и Периферии необходимо сделать уточнение. Мы часто в своей речи употребляем выражение «нести крест». Чаще всего это ассоциируется с муками Иисуса Христа, но это понятие намного шире. Крест — это в первую очередь символ равновесия. Поэтому нести крест — это прежде всего поддерживать какое-то состояние равновесия. Другое дело, что занятие это ещё и неимоверно трудное. Поэтому, когда, например, говорят, что женщина несет свой крест, это в глубинном смысле означает, что ей свыше определена функция (и — соответственно — ответственность) поддерживать равновесие в процессе продолжения человеческого рода.

Если попытаться определить, что же такое ядро общечеловеческой популяции и какими свойствами оно должно обладать, то сказать можно следующее:

— поскольку ядро — по определению — что-то ограниченное, то это какое-то сообщество людей. Точнее, некое территориально-человеческое образование. Территориальное потому, что любое действие в природе всегда идёт по минимуму затрат энергии. Обеспечить это всегда легче в среде себе подобных, тем более, когда эта роль выполняется бессознательно;

— по сути своей жизнедеятельности такое сообщество должно характеризоваться оговоренными выше основными признаками ядра процесса развития человечества: стремлением сохранить и улучшить приобретённое (в том числе — путём заступничества за слабых и умиротворения сильных), а также постоянным стремлением передать накопленные ценности всем остальным жителям Земли;

— в отношении «накопленных ценностей» важно отметить, что это не что-то частное, существенное лишь для ограниченной группы людей, а действительно универсальное нечто, сублимирующее в себе всё самое главное и жизненно важное для всего человечества, объединённого последними достижениями науки и техники. Небольшого размышления достаточно, чтобы понять, что это, конечно же, постоянный, опережающий все остальные приобретения, неуклонный рост духовного уровня самосознания людей. В самом широком смысле этого понятия. То есть рост не только культурных, этических (религиозных) или эстетических основ, но и проясняющих — в сознании индивидуума и общества в целом — самоограничительных начал. Таких, которые обязаны и смогут уберечь землян от необдуманных свершений их же собственного развития. Словом, всего того, что можно обобщённо назвать духовным потенциалом.

Давайте попробуем определиться, где может находиться такое место и живут такие люди.

Во-первых, рост духа нельзя путать с охватом или ростом какой-то отдельной конфессии — это должен быть совокупный общечеловеческий процесс. Во-вторых, духовный потенциал этих людей должен заметно выделяться на фоне остального человечества. В третьих, им должен быть присущ некий духовно-поведенческий консерватизм. В четвёртых, это те, про кого можно сказать, что они несут свой крест.

По отдельности или даже двум–трём из этих условий отвечают многие места, но, как ни крути, всем этим качествам в совокупности соответствует только одно место на Земле — это Россия!

Действительно, здесь уживаются представители всех основных религиозных конфессий — причём, так сказать, в обиходе переплетены влияния всех из них. Духовный потенциал России признают — или хотя бы отмечают — все в мире. Общеизвестен и консерватизм русского и большинства других народов, проживающих здесь. Чего стоят только общероссийские протесты против введения у нас «гей-культуры», распространения нетрадиционных религиозных течений или стойкое неприятие применения продуктов генной инженерии, абсолютно спокойно воспринимаемых практически во всём мире. Кстати, не случайно, что Русская Православная Церковь считается одной из самых консервативных. А уж о том, что Россия несёт на себе некий крест, от которого — никто не знает, почему, но — не может избавиться, не говорит разве что только ленивый.

Всё это объясняет, почему Россия так странно и быстро возрождается после катаклизмов, выдержать которые не по силам никому другому. Почему народы России (в своей массе) такие терпеливые и благодарные на любое человеческое к ним отношение. Почему Россия является гарантом мира на Земле. Почему здесь даже атеисты считают Россию «богом избранной» страной. Подобных «почему» можно назвать ещё много. Ответ один: на данном этапе развития человечества Россия является ядром этого процесса.

А что с периферией? Применительно к человечеству Земли периферия — это те сообщества людей (в настоящий момент чаще всего поделённые на государства), которые находятся либо на пике решения поставленных перед землянами задач (сейчас это развитие Интеллекта), либо окончательно отпавшие от этого процесса (поскольку в своё время предназначались совсем для других целей). В отличие от ядра процесса, эти образования многочисленны и — в зависимости от конкретных обстоятельств — довольно часто меняются. Их отличительная черта — ничем не ограниченный (даже с риском для судьбы всего процесса) поиск нового. Применительно к последнему историческому периоду (становление и бурный рост научно-технического прогресса) лидерство здесь удерживают страны, максимально продвинувшиеся в освоении просторов интеллекта — точнее, его плодов.

Конечно, это не означает, что периферия абсолютно бездуховна, а ядро интеллектуально недоразвито. Речь об относительном предназначении двух полюсов Единого Целого. Но, поскольку выполняют это предназначение люди, не отдающие себе отчёт в его существовании, то стоит ли удивляться, что естественное противостояние Духовного Ядра и Интеллектуальной Периферии человеческой Эволюции воспринимается (из-за недостатка действительных Знаний) как враждебность. Именно здесь лежит глубинный, метафизический корень отличия России от Запада и их постоянное, часто кажущееся не имеющим рационального объяснения, соперничество.

Поэтому концепция Ядра и Периферии, по крайней мере:

— полностью раскрывает бессмысленность и тщетность переделки России в Запад — со стороны как наших «партнёров», так и собственных «доброжелателей». Но это вовсе не означает, что Россия слабее Запада в интеллектуальном отношении. Всё, что касается интеллектуальных прорывов во благо всего человечества, мы выполним быстрее, дешевле и тщательнее кого бы то ни было. Поэтому Россия всегда догоняла США в применении ядерных технологий в вооружении, но опережала в мирном использовании. Даже сейчас последние достижения в сфере вооружений у нас являются вынужденной ответной мерой на агрессивные действия Запада;

— объясняет, почему Россия никогда не нападает первой и свою военную стратегию строит от обороны;

— объясняет, почему Россия никогда не жила за счёт ограбления или порабощения иных народов;

— объясняет, почему наша сильная сторона в соборности — и слабая в крайнем индивидуализме;

— объясняет, почему даже сегодняшнее молодое поколение готово признать Сталина, несмотря на все отрицательные стороны его правления. По той же причине наиболее заслуженными правителями России считаются Иван Грозный, Пётр, Первый, Екатерина Вторая: все они укрепляли Ядро. За это метафизическая сущность русского народа прощала им недостатки;

— объясняет, почему у нас культ Родины и почему самое большое презрение заслуживают её предатели, а так же почему диссидентство никогда не поднимало массы;

— объясняет, почему идеи всеобщего братства и равноправия так легко всколыхнули Россию в начале XX века;

— и т.д., и т.д., и т.д.…

А сейчас ответьте: как же, не зная или не признавая следствий этой концепции и их влияния на нашу жизнь, можно правильно сформулировать ту же национальную русскую идею или назвать действительную роль и значение России в современном мире? Как можно, не понимая этого, планировать развитие страны на многие годы вперёд и потом удивляться, что опять вышло «как всегда»?

===

Кстати, Виген Артаваздович Геодакян развил сходную концепцию в биологии: по его теории (в целом уже неплохо подтверждённой) женский пол соответствует вышеописанному ядру, мужской — периферии.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 32 comments