Михаил, очередное враньё про Китай (а недоговаривание — это то же самое враньё, рассчитанное не на трезвое рациональное восприятие, а на вызов эмоциональной истерики у воспринимающего и манипулирование сознанием). Итак, история урегулирования территориального спора с Китаем. Начнём с событий
— 1964 год. Договор о размежевании территории между СССР и Китаем. Вопрос об островах Тарабарова и Большом Уссурийском, а также о так называемом Фуюаньском треугольнике не был согласован,
— 1969 год — главы правительств СССР и Китая по итогам конфликта пришли к решению о необходимости пересмотра
— 1991 год —
— 14 октября 2004 года — Владимир Путин и Ху Цзиньтао подписали соглашение, согласно которому территория спорных островов (380 км²) делилась поровну между сторонами. Граница при этом не привязывалась к ориентирам на местности, а устанавливалась по абсолютным координатам. По итогам раздела остров Тарабаров (43,3 км²) полностью отошёл Китаю, а территория Большого Уссурийского острова была поделена — 40 % досталось КНР, а 60 % России.
Итоги для России:
1) Полностью урегулирована граница России и Китая на Дальнем Востоке, за изменение которой столетиями шли пограничные конфликты и споры.
2) У Китая отпала мотивация вести ирригационные войны, ибо он получил свою долю и признал юрисдикцию России над 60 % площади Большого Уссурийского острова.
3) Новая граница была проведена под прямым углом на суше. Такая граница более удобна для маркировки и её труднее с юридической точки зрения нарушить, в отличие от границы по фарватеру реки с изменяющимся разливом.
4) Китай потерял возможность оспорить «неравные договора» середины XIX века на основе факта отсутствия установленной границы.
5) Удалось отвести границу на значительное расстояние (
Евгений Зимин
Михаил, переходим к Норвегии. Спор о проведении морской границы между Россией и Норвегией существовал с момента ввода двухсотмильных экономических зон в начале
Разрешение спора долгое время усложняли 3 фактора:
1) Полярные позиции сторон. СССР настаивал на проведении границы по линии вдоль побережья архипелага Шпицберген, Норвегия на равноудалённом положении границы от побережий Шпицбергена и российских Земли
2) Шпицбергенский трактат 1920 года. Согласно данному трактату архипелаг Шпицберген хоть и принадлежит Норвегии, но при этом находится под международным контролем. Трактат не только не давал Норвегии исключительных прав на морское пространство вокруг Шпицбергена, но и позволял другим
3) Прецедент с морской границей. В 1969 году в своём решении по Северному морю Международный Суд ООН постановил, что морская граница должна проводиться не по срединной линии и не по выступающим далеко вперёд мелким островам, а по принципу «необходимого баланса» между береговыми линиями сторон:
«… фактор, который должен приниматься во внимание, — элемент приемлемой пропорциональности, которую делимитация… должна создать между площадями морских пространств, принадлежащих заинтересованным государствам, и длинами их соответствующих побережий, которые измеряются в соответствии с их общим направлением, для того, чтобы установить необходимый баланс между государствами с прямыми и государствами с заметно вогнутыми или выпуклыми берегами, или для того, чтобы привести очень беспорядочные береговые линии к более правильным пропорциям…»
Таким образом, позиции России и Норвегии представлялись одинаково слабыми. Конфликт обострился в
15 сентября 2010 года — подписание договора «О разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане» между двумя странами. Согласно договору спорная территория была поделена между сторонами поровну, то есть Россия получила
Подписание соглашения вызвало шквал критики со стороны оппозиционеров: по их мнению, Россия должна была отстаивать свою позицию и игнорировать аргументы Норвегии. В определённой степени данную критику можно понять, ибо Россия, равно как и Норвегия, имела значительный запас юридических аргументов в свою пользу. В целом обе стороны считают договор компромиссным.
Итоги для России:
1) Урегулирован большой участок
2) Помимо своей доли в площади спорного участка, Россия фактически получила область в
3) Был снят мораторий на разработку нефтегазовых месторождений арктического континентального шельфа, а Россия получила право на разработку месторождений углеводородов на ранее спорной территории.
4) Гарантировано отсутствие прав третьих стран на добычу и использование ресурсов на спорной территории, и тот же принцип предполагается распространить на прочие арктические территории.