На всякий случай напоминаю: ещё в
Дополнительно поясняю: от поверхности Земли тепло отводится в основном вышеописанной конвекцией — подъёмом нагретого и потому менее плотного воздуха. Излучение становится значимо только в верхних слоях атмосферы, где воздух так разрежен, что конвекционные потоки становятся сопоставимы с другими движениями, так что их упорядоченность исчезает.
Правда, парниковую теорию пытаются обосновать ссылкой на Венеру, где атмосфера состоит только из парниковых газов: воды с молекулярной массой 18 и углекислоты с молекулярной массой 44. Но уже из этих чисел понятно: тяготение Венеры резко обогащает приповерхностную часть атмосферы углекислотой, и для преодоления разности плотностей нужно нагреть её до температуры в несколько раз большей, чем на Земле. Увы, до прямого исследования венерианской поверхности советскими спускаемыми аппаратами в популярной (в том числе фантастической — вроде «Планеты бурь» и «Страны багровых туч») литературе бытовали рассуждения, изрядно занижающие предполагаемую температуру, а теплофизический расчёт, сделанный разработчиками космической техники, долго оставался засекречен.
Наконец, сообщаю: на квадратный метр поверхности, размещённой на орбите Земли перпендикулярно лучам Солнца, падает 1370 ватт, а на такой же квадратный метр непосредственно на поверхности Земли — 1100 ватт при полной чистоте воздуха. Разница — 270 ватт — перехватывается парниковыми газами и переизлучается обратно в космос (строго говоря, перехватывается вдвое больше — но вторая половина переизлучается в направлении Земли). Поэтому парниковые газы именно охлаждают Землю (что показали последователи Вуда, проведя вышеописанный эксперимент поточнее).
Это, кстати, подтверждено анализом антарктических льдов, накопленных за полмиллиона лет: концентрация углекислоты неизменно начинает расти через несколько десятилетий после начала роста среднеземной температуры и ещё через несколько десятилетий рост температуры замедляется.
Что же касается собственно изменений климата, то в последние примерно полвека среднеземная температура действительно растёт. Но, например, до уровня тысячелетней давности, когда викинги выращивали зерно и овощи на юге Гренландии, ещё очень далеко. Климат колеблется по причинам, зависящим от человека несравненно меньше, чем от других процессов на Земле — не говоря уж о колебаниях активности Солнца.