Anatolij Wassermann (awas1952) wrote,
Anatolij Wassermann
awas1952

80 лет с начала рекордного женского перелёта

В августе 1931-го Андрей Николаевич Туполев представил комиссии по достижению рекорда беспосадочной дальности перелёта при Революционном военном совете СССР эскизный проект, созданный под его руководством. 1932-08-01 под руководством Павла Осиповича Сухого (я сейчас живу напротив конструкторского бюро его имени) и при общем надзоре Туполева началась постройка самолёта АНТ-25 (и впрямь 25-й разработки команды Туполева в целом). Лётные испытания и доработки начались 1933-06-22. В дальнейшем на машинах этой модели действительно установлено несколько мировых рекордов дальности — и по прямой, и по замкнутым маршрутам.

На базе АНТ-25 создан ДБ-1 — Дальний Бомбардировщик Первый (в КБ Туполева — АНТ-36). Но его лётные данные — 240 км/час и 300 кг боевой нагрузки — были очевидным образом недостаточны. Поэтому всё тот же Сухой к концу 1934-го возглавиил разработку двухмоторной версии — АНТ-37. Он получил военный индекс ДБ-2 (то ли Второй, то ли Двухмоторный). Первый полёт состоялся 1936-06-16. Увы, испытания показали недостижимость заданных военными характеристик при выбранной компоновочной схеме, а Сергей Владимирович Ильюшин уже представил ощутимо лучший (и в разных модификациях успешно прошедший Великую Отечественную войну) ДБ-3.

Оставшийся после испытаний экземпляр АНТ-37 доработали до модификации АНТ-37 бис и под гордым названием «Родина» использовали для установления рекорда беспосадочной дальности перелёта женского экипажа. В частности, 1938-09-24–25 командир экипажа Валентина Степанова Гризодубова, второй пилот Полина Денисовна Дудник (по мужу — Осипенко), штурман Марина Михайловна Малинина (по мужу — Раскова) совершили беспосадочный перелёт от Москвы до окрестностей посёлка Керби около Комсомольска-на-Амуре (сам Комсомольск и многие запасные аэродромы закрыла непогода).

Правда, во время поисков самолёта, севшего на сравнительно небольшую прогалину в тайге, местное и московское воздушное начальство выказало рекордную безалаберность, обернувшуюся столкновением в воздухе двух самолётов и гибелью 15 человек, включая двоих воздушных генералов. Но подвиг лётных мастеров от этого никоим образом не обесценился. Вечная им слава!
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments