Anatolij Wassermann (awas1952) wrote,
Anatolij Wassermann
awas1952

Ещё раз (увы, далеко не последний раз) об Илоне Маске

«Полёт из реальности» + «Ещё раз об Илоне Маске: историко-арифметический вбоквел про «Сокола»». Поскольку сайт со второй из этих публикаций сейчас труднодоступен в РФ, на всякий случай копирую её текст полностью.

2018-02-08 09:18:04 by same Merlin

Тут надысь запустился Falcon Heavy (FH), первый в мире после запуска «Бурана» тяжёлый носитель. Тяжелый потому, что может поднять на орбиту целых 64 тонны всякого разного!

Может, но, очевидно, не хочет. А почему не хочет — мы сейчас узнаем с помощью науки арифметики. Ну и истории тоже. С истории и начнём.

Итак, давно тому назад родился на свет просто F9 — носитель, способный легко поднять на низкую опорную орбиту целых 10 с половиной тонн. Ну, чисто теоретически — если посчитать по формуле Циолковского абстрактный носитель в вакууме — способный. Но практика показала, что максимум поднятого весило 4800 кг. Что несколько удивительно — пока не посчитать конкретный носитель и на планете Земля. Наука арифметика нам подсказывает, что максимальный вес для Фалькона-девятого-рядового необученного составляет 6200 кил — да и то при благоприятном расположении небесных светил. При попытке же такой вес взять светила расположились неблагоприятно — и раздался неприятный «бум»…

Но F9 делался-то не просто «чтоб было»: на нём предполагалось таскать Dragon на МКС, причём с грузом в 3300 кг нужного барахла. а поднимался только совершенно пустой Дракон весом в 4200 кил…

Поэтому появился F9 v.1.1 — подросший в длину носитель, способный вывести уже больше 13 тонн. И несколько раз выводивший аж целых 5800 кг! Даже Дракон с грузом поднял для МКС! Маск клялся, бил себя пяткой в грудь и обещал, что туда он притащит аж 3.3 тонны! Груз Дракон притащил — но всего полтонны. «Ну не смогла я, не смогла» ©

И на свет выродился F9 Full Trust — могучая машина, советский «Протон» способная переплюнуть: грузоподъёмностью почти аж в 23 тонны!

F9FT ещё подрос в вышину, керосин стал лить холодный в баки, чтоб больше влезло. Но это — мелочь: главное — теперь можно подымать как на «Протоне», но сильно дешевле! Всего за 90 миллионов вместо 70, которые хотят русские!

Поднять — можно, ибо американские законы поднятия не запрещают. Но максимум поднятого составило 8600 кил. Маск опять упражнения с пяткой и грудью начал, кричал что 9600 — но Иридиум, который спутники запускал, его опроверг.

Я даже не замечу, что даже 9600 — это всяко меньше того, что ещё просто F9 легко выводил (в теории, конечно). Я тут как раз про арифметику и вспомнил.

F9FT делался чтобы поднять 23 тонны. Поднял в натуре втрое меньше. И тут коварный глухой старик из Калуги решил Американского! Эффективного! Менеджера! опустить. Причём логарифмически. Потому что зависимость между массой выводимой нагрузки и массой топлива как раз логарифмическая. И если нужно вытащить треть от допустимой загрузки, то не надо керосин по горловину заливать да ещё охлаждать его, чтоб больше влезло. Баки нужно в этом случае заполнить всего лишь наполовину!

(О том, что сделает гидроудар при пуске ракеты с полупустыми баками, я умолчу: тема-то тут совсем другая).

Понятно, что Американскому Эффективному (далее — АЭМ) глухой русский старик — не указ. Поэтому баки заливали доверху, да ещё и притаптывали — и выводили восемь с половиной тонн. Оно и понятно: русским-то верить нельзя!

Но то всё как раз историей было. А теперь вернёмся к запуску родстера.

Если попросить того же тов. Циолковского, то он легко подсчитает: на НОО FH легко вытаскивает почти 20 тонн. Понятно, обратно же врёт, но… (формула Циолковского даже в википудии есть).

Куда улетел родстер — уже известно. И если считать массу родстера с батарейками, то для вывода его с НОО на гелиоцентрическую орбиту потребовалось бы почти 10 тонн керосину. Ну, с кислородом вместе — а уже вместе с самим родстером выходит, что на НОО FH вытащил груза аж 12 с мелочью тонн (считая керосин, конечно)! И у нас нет ни малейших оснований не верить гр. Маску, сообщившему, что если первые ступени возвращать, то масса выводимого уменьшается на треть. Делим, умножаем — и опять выходит, что FH (в одноразовом варианте) на НОО тащит около 19 тонн. Ну, плюс-минус, а зависимости от расположения небесных светил.

Всего-то за 135 миллионов зелёных денег. Дешёво, одноразово и кошерно: это вам не 24 тонны на «Протоне» за 70 миллионов. Можно ещё дешевле: всего за 90 миллионов многоразово поднять на НОО 12 тонн. Это же на целую тонну больше, чем «Союз-СТ-Б» вытаскивает на околополярную орбиту за аж 50 миллионов!

Да…

Некоторые граждане могут заинтересоваться вопросом, а какого же МПХ НАСА и Пентагон вместе арифметику не изучают в школе? Другие — могут в сердцах подумать, что АЭМ используется плохими дядьками в качестве зиц-председателя в американских национальных «Рогах и Копытах» с целью распила космического бабла в космических масштабах. Но мы эти инсинуации негодующе отметаем: арифметику дядьки военные учат, а денег там не то что на распил, даже на работу не хватает.

Так что придётся гражданам думать самим. А мы заранее отметём и такую сугубо конспирологическую теорию, что, мол, всё дело в том, что кроме F9 у янки нет средних и тяжёлых носителей, в которых не стоял бы русский движок. А заодно и ту, что ширнармассы американских налогоплательщиков могут заинтересоваться, почему Боинг с Локхидом за десятки выделенных им миллиардов так и не сделали свой, сугубо американский двигатель…

Так что почему АЭМ «процветает» — МПХ знает. Но пока — молчит…
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 149 comments