===
Гибридное управление
Сочетание рынка и плана пока сильнее не только рынка, но и плана
Анатолий Вассерман
Выдающиеся советские математики Виктор Михайлович Глушков (
Даже у приближённого централизованного планирования (ПЦП) есть неоспоримое и давно проверенное на практике преимущество перед приближённым децентрализованным планированием (ПДП). ПЦП позволяет сосредоточить на избранных направлениях такие ресурсы, что продвижение на них многократно сильнее, чем при ПДП (так, за Великую Отечественную войну СССР произвёл впятеро меньше чёрных металлов, чем объединённая — под руководством Третьей Германской империи — Европа, и втрое меньше самой Германии, но создал в несколько раз больше оружия, техники и боеприпасов, чем тогдашний ЕС, и завалил противника — вопреки расхожему мнению — не телами, а снарядами). Но при этом потери на других направлениях несоразмерно велики (на протяжении большей части Великой Отечественной войны уровень жизни в СССР был существенно меньше, чем даже в оккупированной немцами Польше, не говоря уж о кормящей немцев Франции). ПЦП полезно в критических обстоятельствах, при жизненной необходимости решения конкретной задачи (так, в
Мировой компьютерный парк непрерывно развивается. При сохранении нынешней скорости роста вычислительной мощности уже лет через
А что же делать до той поры? Неужто довольствоваться тем, что соизволит подать от щедрот своих невидимая рука рынка?
Крайние решения — не всегда лучшие. Даже не всегда осуществимые. ПДП децентрализовано с точки зрения руководителя конкретного предприятия, но централизовано для его подчинённых. ПЦП централизовано лишь по показателям, входящим в отчёты: не предписывать же из Москвы или Вашингтона, в каком порядке каждому каменщику класть каждый кирпич! Нигде не существует ни абсолютно свободного рынка, ни абсолютно всеобъемлющего плана. Рынок и план всегда сочетаются. Вопрос лишь: каким способом и в каком соотношении.
В СГА государство мало чем — даже в инфраструктуре — владеет. Зато участники финансируемых из госбюджета работ — вроде лунной программы — подвергаются столь подробному надзору и контролю, что порою могут позавидовать советским госплановским временам. А стратегические разработки за казённый счёт становятся общим достоянием: так возник Интернет.
Китайская Народная Республика сейчас преобразует значительную часть государственных предприятий в акционерные. Но сохраняет контроль за ними — скажем, через золотую акцию. А ключевые отрасли — прежде всего инфраструктура — остаются государственными.
В нашей стране идея сочетания планового и рыночного секторов возникла ещё в
Возможно, решение Хрущёва в какой-то мере вызвано тем, что при любых известных формах сочетания планового и рыночного хозяйствования возникает заметный корыстный (в разных формах — от хищения до лоббирования) переток ресурсов из планового сектора в рыночный. Зато в смешанном хозяйстве можно централизованно планировать как раз то число названий изделий, что допускает точный расчёт плана. Из-за Хрущёва Госплан захлебнулся в непомерно возросшей номенклатуре: если число названий растёт вдесятеро, то объём вычислений — в 3000 раз!
Сейчас в РФ всё жёстче планирование оборонных отраслей: по политическим причинам они выведены из удушающей хватки невидимой руки рынка, отчего её адепты призывают нас разоружиться. Номенклатура оборонки — на пределе нынешних возможностей точного централизованного планирования. Вероятно, по мере роста вычислительной мощности план охватит всё больше отраслей, и выход из рынка пройдёт плавно.
Для полного использования открывающихся возможностей нужны дополнительные исследования (по моим прикидкам, десяткам специалистов придётся трудиться
===
Дополнительно отмечу: в дохрущёвском СССР примерно 9/10 валового продукта обеспечивали производства, принадлежащие государству и соответственно работающие по единому государственному плану, но примерно 9/10 разнообразия продукции обеспечивали производства, принадлежащие самим своим работникам и соответственно работающие по собственным планам, хотя и согласующие с государственными предприятиями взаимосвязанные действия (так, они закупали у государства энергию, некоторые виды сырья и услуг, продавали ему часть своей продукции — всё по заблаговременно согласованным ценам и по возможности в заблаговременно согласованных объёмах). В современной Китайской Народной Республике соотношение примерно такое же: значительная разница уровней цен внутрикитайского и внешнего рынка значительно завышает долю децентрализованного планирования в денежном выражении, но при пересчёте в сопоставимые цены и/или расчёте по трудозатратам видны те же 1/10 и 9/10. Похоже, именно такое соотношение сейчас оптимально.