Прежде чем прокомментировать событие, расскажу некую историю. Была такая такая передача «Суд времени», на которой Кургинян постоянно мутузил Млечина, а Сванидзе как бы «судил». И меня на одну из них позвали. Там были довольно длинные перерывы и в одном из них Сванидзе ко мне подошёл, взял меня под руку, вывел в коридор (дело было в студии им.Горького) и стал задавать сакраментальный вопрос: «Неужели у США действительно так всё плохо?»
В процессе мимо меня с другой стороны прошёл Геращенко, довольно больно ткнул меня в бок острым локотком (судя по всему, в молодости он поигрывал в баскетбол, делает он это очень профессионально, я несколько раз становился жертвой) и довольно громко, чтобы Сванидзе услышал, произнёс: «Да что ты с ним разговариваешь, он Родину продал!» Сванидзе аж передёрнуло, а я чуть не заржал, чудом удержался. У Геращенко классное чувство юмора, я даже жалею, что никогда его не видел на рабочем месте. Но вернёмся к главному сюжету.
Разговаривали мы довольно долго и, в общем, всё я ему объяснил. Интересна была реакция: «Ну: может быть… Но они всё равно что-нибудь придумают…» Вот это и есть ключевой момент, определяющий поведение Сванидзе и других аналогичных персонажей. Они в некоторый момент приняли для себя решение, что нужно примкнуть к победителю и принять его позицию. Приняли и разработали большой пласт аргументов, почему это нравственно, разумно и выгодно. Более того, поскольку есть и приличные люди, которые пока ещё эти аргументы не восприняли всей душой, то соответствующие персонажи выработали набор типовых мемов, произнесение которых есть знак принадлежности к соответствующей группе. Повторю ещё раз: это не те люди, которые искренне считают либерализм наиболее правильной позицией (эти могут ещё и спорить по поводу отдельно аспектов деятельности Сталина) — это те, кто «косит» под искренних и честных, но в реальности они примкнули к победителям.
У этих людей есть две проблемы.
Первая — изначальная. Они должны всех убеждать, что они именно искренни, а не циничные предатели. Поэтому их отношение к своим мемам очень эмоциональное. Они не просто говорят, что Сталин
Вторая их проблема состоит в том, что США как-то стали покидать позицию победителей. До появления Трампа они могли соответствующую информацию игнорировать; после появления Трампа, который об этом прямо говорит, они его стали ненавидеть, в чём солидаризовались с международными банкстерами, которые ныне воюют не только с Трампом, но и с Путиным. Тут, кстати, тоже смешная ситуация: поскольку 25 лет (а то и больше) вся эта «сванидзовщина» говорила именно про США как про оплот «свободы и демократии», они не могут сейчас быстро перейти на «любовь» к банкирам, финансистам или лично Клинтон. Будет выглядеть не очень красиво и сразу станет понятно, что у них не искренность и благородство, а чистый бизнес. Ну, или предательство — тут уж кто как называет. И это заставляет их нервничать, из-за чего эмоциональный надрыв, который описан в предыдущем абзаце, становится совсем зашкаливающим. Что и привело Сванидзе в состояние жертвы.
Резюмируя, можно отметить, что такие истории могут повторяться дальше всё чаще и чаще. Ну, понятно, что Сванидзе просто не ожидал, что получит ответ. Он столько лет убеждал самого себя и других, что он «честь и совесть» российской интеллигенции (вроде академика Лихачёва, который со звериной яростью истреблял всех, кто позволял себе хоть на секунду усомниться в том, что именно он, академик, единственный, кто может что-то там говорить про «Слово о полку Игореве» — Олжас Сулейменов тому свидетель), что был убеждён, что после того, как он публично даст пощечину сталинисту, тот утрётся да ещё, может, и прощения попросит. Но бывают и другие варианты. Так что будьте осторожны: персонажи вроде Сванидзе сейчас стали реально опасны.