Anatolij Wassermann (awas1952) wrote,
Anatolij Wassermann
awas1952

Categories:

Единство культуры народа — против сочинителей украинства

«Цой, Высоцкий и Вятрович». На всякий случай копирую полностью (как обычно, с исправлением очепаток и уточнением препинаков).

27.01.2018

80 лет со дня рождения поэта Владимира Высоцкого предсказуемо стало одной из главных тем в украинских социальных сетях. Множество людей разных поколений и разных взглядов, не сговариваясь, с тёплой ностальгией цитировали его стихи — рассказывая, как они повлияли на их становление, приучая с детства читать «нужные книги» и совершать правильный жизненный выбор во время переломных моментов своей судьбы. Не говоря уже о вновь проснувшемся интересе к хорошо изученным киевским корням знаменитого барда, который десятки раз гостил и гастролировал в Украине, написав здесь множество популярных песен — от шахтёрского гимна до военных баллад.

Этот стихийный народный флешмоб имени Высоцкого убедительно показал: несмотря на государственную политику демонизации советского прошлого — с соответствующей идеологической обработкой граждан, с массовыми запретами книг и фильмов — миллионы украинцев продолжают оставаться частью единого интернационального культурного пространства, сформированного в советские времена, и в равной степени чуждого любому — как украинскому, так и русскому — национализму.

Неудивительно, что это вызвало возмущенную реакцию главного украинского декоммунизатора. «Деколонизация? В украинском сегменте фейсбука 80-летие российского барда и гуляки вспоминали гораздо больше, чем такой же юбилей украинского поэта и борца за свободу», — написал у себя на Фейсбуке глава Украинского института национальной памяти Владимир Вятрович. Он имел в виду восьмидесятилетие Василия Стуса, которое не привлекло такого внимания украинской общественности. Хотя эта попытка столкнуть лбами двух юбиляров — и заодно оскорбить певца, порицая его за богемный образ жизни (в котором можно уличить почти всех великих музыкантов от Джима Моррисона, Джимми Хендрикса и Фредди Меркьюри до Курта Кобейна, и множество украинских поэтов, включая Шевченко, Франко, Тычину или Сосюру) — выглядит мелочным ханжеством, которое позорит исключительно самого Вятровича.

Впрочем, глава УИНП не остановился на обвинениях в аморалке и не ограничился нападением на одного только Высоцкого. «Не все щупальца «русского мира» такие отвратительные и очевидные, как совок и московская церковь. Некоторые более симпатичные, изысканные и респектабельные, но не менее опасные. «Ирония судьбы», «восьмое марта», булгаковы, пугачевы, и даже высоцкие и цои в руках Кремля — эффективные инструменты напоминания о едином культурном пространстве и инструменты его воспроизведения. А именно культура является фундаментом, на котором каждый империализм возводит храм своего величия», — развил свои патриотические мысли чиновник.

Таким образом, он открыто признал, что крестовый поход украинской власти направлен не только против социалистов и коммунистов-большевиков — к которым, к слову, исторически относится большинство крупных и ярких деятелей украинской культуры. Идеологическая концепция националистического государства состоит в том, чтобы стереть культурную память о выдающихся писателях, поэтах, актёрах и музыкантах, которые виноваты лишь в том, что творили в советское время, и на русском языке, который де-факто причислен сейчас к языку агрессора и врага.

Это обстоятельство станет неприятным открытием для многих наивных сторонников Евромайдана, которые пели на его баррикадах песни Высоцкого и Цоя, помогая привести к власти упоротых ксенофобов и мракобесов. Теперь им глубоко наплевать на чувства этих одураченных людей, которые росли на бунтарском советском роке и авторской песне, смотрели замечательно снятые фрондерские фильмы Эльдара Рязанова; привыкли праздновать Восьмое марта — которое, к слову, никогда не имело никакого отношения к «русскому миру», являясь международным днём солидарности в борьбе за освобождение женщин.

Весь этот огромный, разнообразный пласт культурного наследия советских времен объявлен сегодня вне закона — либо по умолчанию, либо официально, путём цензурных запретов. Однако массовый резонанс, который получила в Украине юбилейная дата со дня рождения советского барда, наглядно свидетельствует: несмотря на всю мощь государственной машины, эта политика пробуксовывает. Что, собственно, и вызвало раздражение Вятровича.

Конечно, они сделают из этого надлежащие выводы. Можно не сомневаться — заявление главы УИНП будет воспринято его коллегами как непосредственное руководство к действию. Уже вскоре имена Владимира Высоцкого и Виктора Цоя подпадут в нашей стране под более или менее явный идеологический запрет. А фанатики и услужливые приспособленцы напишут пасквили с разоблачением «антиукраинской сущности» их творческого наследия.

Но эта игра может привести к непредсказуемому и опасному для власти финалу — когда «Баллада о борьбе» станет песней протеста, призывая вступить в борьбу с новыми «подлецами и палачами».

А известная каждому песня Цоя ещё не раз напомнит о том, что все мы ждём перемен, которые однажды избавят Украину от националистической ненависти и цензуры, разрубив скользкие щупальца тоталитаризма.

Андрей Манчук
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments