Основные тезисы (в моём — упрощённом! — изложении).
В
В первой половине XIX века в Европе — включая Урал — исчерпались возможности развития металлургии на древесном угле. Англии — а вслед за нею и Франции, и нескольким германским государствам — повезло: поблизости от давно освоенных железорудных месторождений обнаружились легкодоступные каменноугольные. России повезло меньше: Криворожское железорудное месторождение оказалось куда дальше от углей Северского Донца и Дона, да вдобавок и обнаружилось только к середине века. В качестве независимой внешней иллюстрации — статья «Русский металл»: «Как дефицит железа повлиял на историю Киевской и Московской Руси». Англо-французская агрессия против России в
В ходе Великой Отечественной войны Крым — сперва главная авиабаза для ударов по румынским нефтяным месторождениям, потом плацдарм для немецких прорывов к северокавказским нефтепромыслам и (в перспективе) в Закавказье. Оба плана удались лишь частично, что сказалось на состоянии Германии в большей степени, чем на состоянии России (тогда именовавшейся СССР).
В постсоветское время Крым — точка опоры для контроля всей северной половины Чёрного моря. Его возврат в ту часть России, что ныне именуется Российской Федерацией, обеспечил в долгосрочной перспективе восстановление российской власти во всём Северном Причерноморье.