Anatolij Wassermann (awas1952) wrote,
Anatolij Wassermann
awas1952

Когда неправы все заинтересованные стороны

«Бойцы «Христианского государства»»: «Жертвы православных экстремистов просят помощи у ФСБ» + «Откуда взялся «православный ИГИЛ»» + ««Давайте запретим и русскую классику». 10 цитат о «Матильде»».

Насколько я могу судить, сама по себе история взаимоотношений Николая Александровича Романова с Марией Матильдой Адам-Феликс-Валериевной Кшесинской не содержит ничего компрометирующего ни с церковной, ни со светской точки зрения.

То, что популярная (и, судя по воспоминаниям современников, весьма талантливая) балерина обучила постельным премудростям нескольких членов семьи Романовых, вполне соответствовало тогдашним обычаям. Высший свет вряд ли удивился бы, даже если бы Матильда Феликсовна не переходила по эстафете от одного великого князя к другому, а давала уроки всем им одновременно. Соответственно юношеские эксперименты наследника престола никоим образом не уронили его репутацию и не сказались на его статусе.

Николай Александрович с членами своей семьи канонизирован не за праведную жизнь, а исключительно за мученическую смерть — то есть ничто из творимого им до смерти никоим образом не связано с его святостью.Но даже независимо от его конкретной судьбы один из популярнейших мотивов в житиях святых — подробное живописание безобразий, творимых человеком до обращения к богу и обретения святости. Таким образом никакое почитание святого страстотерпца не может стать основанием для возмущения описанием обстоятельств его жизни. Не могу даже исключить предположение об использовании данного мотива провокаторами, желающими скомпрометировать религию как общественный институт поддержания стабильности общества.

Не знаю, сколь адекватно смогли отобразить тогдашнюю атмосферу (в целом и религиозный акцент в частности) изготовители нашумевшего фильма. Не исключаю, что по нынешней моде они решили воспользоваться подлинными обстоятельствами только для придания правдоподобия очередному плевку в лицо общества: фильмография Алексея Ефимовича Учителя — особенно «Космос как предчувствие» и «Край» — порождает далеко не лучшие предчувствия на сей счёт. И уж подавно не вижу причин заказывать в год юбилея дворцового переворота 1917-03-15 единственный фильм о жертве этого переворота людям, чья предыдущая деятельность не даёт оснований ожидать от них уважения к какой бы то ни было теме. Но сама по себе история, послужившая поводом для очередной порции творчи, не может и не должна служить поводом для истерии под сколь угодно праведными лозунгами.

И отдельно — о причине удивляющего многих поведения Натальи Владимировны Поклонской. На протяжении четверти века ей пришлось пребывать в удушливой атмосфере украинского мифа — попытки обосновать заведомо ложное утверждение «Украина — не Россия» столь же ложными утверждениями о злокозненной сущности всего русского. По сути этого мифа русский, чтобы стать украинцем, должен убить всё русское сперва в себе, а потом — по возможности — и вокруг себя. Наталья Владимировна, родившаяся 1980-03-18, не успела накопить достоверные сведения в объёме, достаточном для противостояния разрушительному давлению. Но инстинктивно ощутила его пагубность. Поэтому для сопротивления чёрному мифу оказалась вынуждена опереться на белый — не столь душепагубный, но всё же достаточно далёкий от реальности. Теперь, вжившись в миф о «России, которую мы потеряли», она крайне болезненно переживает всё, что ему не соответствует. Могу лишь посочувствовать ей и пожелать как можно скорее избавиться от мифологического мышления в целом: ни прокурору, ни депутату не простятся деяния, совершённые в далёком заблуждении.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 131 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →