Ошибки Сталина в национальном вопросе связаны отнюдь не с тем, что он был «слишком добрым» или там «слишком недобрым». Ошибки его связаны с тем, что он повёлся на троцкистскую идею использовать национальный вопрос в СССР в качестве витрины для повышения привлекательности вхождения в социалистическую систему стран с развитыми, сложившимися нациями. Вернее, эту идею, собственно идею СССР вместо продвигаемого Сталиным плана «автономизации» продавил в своё время Ленин. А Сталин не отменил, ни после смерти Ленина, ни после размежевания с Троцким. Впрочем, скорее всего уничтожить национализм ему б всё равно не удалось. Вот с религией как боролись и то не побороли.
[и далее в той же ветке обсуждения — ссылки не привожу, дабы не множить сообщения от ЖЖ-бота, отслеживающего ссылки на обсуждения — ответ на вопрос «А как можно уничтожить национализм?»]
Как-как — чтобы люди не знали вообще что у них есть национальность. Как писал Маяковский «Чтобы в мире без Россий, без Латвий жить единым человечьим общежитьем». А вместо этого стали искусственно делить русский народ на русскую, украинскую и белорусскую нацию, придумывать письменности для ранее бесписьменных языков. Мощь этногенетических процессов при урбанизации и проникновении техники в село была настолько велика, что забыли бы национальные языки точно так же, как забыли национальные узоры на ткани. Считали бы, что это что-то вроде каменных топоров, борон-суковаток и курных изб — приметы далёкого тёмного прошлого, которое прошло и слава богу, теперь можно пользоваться плодами единой общечеловеческой культуры. В которую, естественно, входят и Шекспир, и Руставели, и Пушкин. Все в переводе на современный общечеловеческий язык.