Anatolij Wassermann (awas1952) wrote,
Anatolij Wassermann
awas1952

Когда защита эффективнее нападения

Статья «Phébé — Le monde selon la Russie» («Le Point (Франция): мир с точки зрения России») напомнила об истории, на западе зачисленной в образцы русской агрессивности: завоевании Средней Азии в 1860–1870-х годах.

Средняя Азия (а заодно — Иран) к тому времени настолько отстала от Европы, включая Россию, что русские войска гарантированно побеждали местные при соотношении сил 1:100. Поэтому многие полагают, что Россия просто взяла то, что плохо лежит (а Иран не тронула потому, что на него уже нацелилась Британия). Но всё гораздо интереснее.

Организационная слабость сказалась не только на войсках. Куда важнее, что к тому времени сельское хозяйство Средней Азии оказалось недостаточно для пропитания местных жителей, а местные земле- и водовладельцы (в тех краях вода куда дефицитнее земли) и чиновники, пользуясь тем, что крестьянам некуда было деваться, драли с них куда бОльшую долю продукции, чем русские помещики со своих крестьян (те при крайних обстоятельствах в Сибирь бежали, а жителям Средней Азии сибирский климат представлялся неизбежно убийственным).

В сложившихся условиях единственным средством выживания оказался грабёж на сопредельных территориях. В основном — в России, поскольку с южных соседей взять было нечего по той же причине. После пары десятилетий таких грабежей русские войска пришли в Среднюю Азию, как до того английский и французский флоты в пиратскую гавань острова Тортуга, а после того войска Российской Федерации Чечню, превращённую пришлыми и местными отморозками в столь же пиратское гнездо.

Но куда важнее, что за ними пришли русские чиновники, при всех своих общеизвестных недостатках несравненно более вменяемые и менее хищные, чем местные. Они поумерили местное лихоимство до среднероссийского уровня. Они наладили торговлю местной продукцией на общероссийском рынке, причём взаимовыгодную: по сей день за выручку от продажи на ткацкие фабрики в Иваново хлОпка с одного куста можно купить в том же Иваново в разы больше зерна, чем можно вырастить в среднеазиатских условиях с площади, занятой тем же кустом. Словом, сельское хозяйство Средней Азии вновь смогло прокормить всё местное население.

Насколько я наслышан, после распада России чиновничество среднеазиатской её части в среднем вновь склоняется к хищничеству дорусских времён. Если войскам РФ придётся наводить порядок в регионе, где грабёж снова станет единственным способом выживания, сочтёт ли это благословенный самим собою Запад очередным проявлением русской агрессивности?

За тысячелетие оборонительных войн Россия разрослась на 1/6 обитаемой сущи. Это не шутка. Это напоминание о гарантированном результате нападения на нас.

За это тысячелетие Россия не раз распадалась на кусочки и собиралась заново. Просто потому, что всем нам (как известно не только из вышеописанного среднеазиатского примера) вместе лучше, чем врозь. Три десятилетия очередного распада подходят к концу. Пора вновь собираться.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments