Anatolij Wassermann (awas1952) wrote,
Anatolij Wassermann
awas1952

Вынесено из комментариев

На мой взгляд, нижеизложенное — замечательный пример качественной разницы между изобретением и лобовым инженерным решением.

fan_d_or 2017-02-07 22:22:35>

«Поэтому российский МиГ-29 (1982), в отличие от американского F-16 (1978), не имел электродистанционной системы управления, а имел «старые» механические органы управления полётом».

Много лет гуляет по тусовке эта байка, запущенная в оборот антиМиГовским лобби: мол, МиГ-29 использовал отсталую механическую систему управления и потому отставал от прогресса, несомого прогрессивным Су-27 с его ЭДСУ.

Это ложь — хотя и тонко замаскированная. На самом деле для обеспечения передовых ЛТХ имеет значение вовсе не формальный тип системы управления, а её динамические свойства. И потому речь должна идти не о наличии/отсутствии ЭДСУ, а о наличии «электронной устойчивости» — то есть наличии высокоинтеллектуальных средств коррекции передаточной функции от ручки управления к аэродинамическому рулю.

Так вот — МиГ имел такие средства.

В механическую передачу включена специальная тяга с переменной длиной. Тяга управляется от специального вычислителя и дополняет управляющее воздействие, создаваемое пилотом, той самой «электронной устойчивостью» — делая поведение машины более спокойным и не утомляющим лётчика.

По совокупным динамическим характеристикам такая гибридная электронно-механическая система ничем не отличается от пресловутой ЭДСУ — потому потенциал задней центровки на МиГ-29 реализован полностью.

При этом важнейшим преимуществом ГЭМСУ является значительно более высокая надёжность — поскольку достаточно просто отключить тумблером электронную устойчивость и перейти на классическое и проверенное механическое управление.

Да, лётчику в пилотировать в таком режиме менее комфортно — но в аварийной ситуации внезапного отказа новой и плохо проверенной на практике системы это непринципиально. Зато ГЭМСУ позволяет избежать многократного резервирования и существенно снизить массу, что важно для лёгкого фронтового истребителя.

Главное же — на переходном этапе существенно снижена стоимость НИОКР и принципиально новая машина поднялась на крыло на пятилетку (то есть на целую эпоху) раньше, чем как бы продвинутый конкурент.

А нужные статистические данные для окончательного перехода к полностью электронной системе управления накоплены в процессе рабочей эксплуатации…
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments