Anatolij Wassermann (awas1952) wrote,
Anatolij Wassermann
awas1952

Вынесено из комментариев

sahonko 2009-03-16 12:31:39>> По мне лучше вульгарный марксизм, чем интеллектуальный антимарксизм.

smirnoff_v 2009-03-16 13:18:26> А по мне оба хуже. Но первый — опасней (был для СССР).

sahonko 2009-03-16 12:31:39>> А империя — это не непосредственный способ организации народов, а способ организации элит, которые эксплуатируют свои народы.

smirnoff_v 2009-03-16 13:18:26> Утверждая, что социально-экономические системы прошлого есть результат творческой деятельности лишь элит, Вы тем самым отказываете народным массам в субъектности. Получается что все! (потому что любые социальные проявления вульгарный марксизм сводит к вопросу эксплуатации и борьбы классов) достижения человечества есть результат творчества высших слоёв (богатых, эксплуататоров). А народ все века, по-Вашему, - тупая, инертная масса, никак не участвующая в социальном творчестве, кроме как в роли поставщика ресурсов и, возможно, бунтовщика.
Вот так вульгарный марксизм унижает трудящихся, которых как бы пытается защищать.

sahonko 2009-03-16 12:31:39>> А насчёт Невского — у него, наверное, была крестьянская партия, посредством которой он общался с низовыми слоями своего общества, или он каждый день специально объезжал дворы простых людей, чтоб узнать, чем они дышат, и в соответствии с этим княжил :) Скорее всего он вращался всё-таки в кругу элиты (эксплуататорской) и она определяла его решения.

smirnoff_v 2009-03-16 13:18:26> Пример хороший, ибо отношения низовских великих княжений с новгородцами весьма сложны и неоднозначны. Низовские князья — сначала владимирские, потом московские — опирались в Новгороде именно на бедноту. Богатые же были в большинстве сепаратистами и более того, предпочитали зачастую подданство латинянам (немцам, позже полякам, шведам) — в надежде, что это подчинение далёким господам будет эфемерным — непосредственной власти низовских князей. А вот народные массы новгородской республики апеллировали сначала к Владимиру, а потом к Москве, требуя, посылая послов в столицы с тем, чтобы получить, например княжий, а не боярский суд (независимые от боярской верхушки судебные органы). Позже — в своих походах на Новгород — Иваны московские опять же опирались на простой люд, репрессируя боярскую верхушку.

Вообще не зря во время войны Невского с орденом предателем стал именно представитель боярской верхушки, а народные массы полностью поддержали князя в войне.

Вообще классовые интересы — особенно в те, «нерациональные», эпохи — только весьма опосредованно влияли на поведение конкретных людей. Весьма опосредованно! Настолько, что зачастую поведение тех или иных лиц и даже социальных групп попросту нет смысла рассматривать с классовых позиций.

Тот же Александр Невский был искренний православный христианин, и христианские заповеди для него были не пустым звуком. Кроме того, он был человеком византийской политической традиции — да и не только он, а вообще древнерусская власть. Например, византийское крестьянское право практически дословно и большими кусками входило в русские правды, начиная с древнейших. А ведь византийская политическая практика и законодательство ориентируется на поддержку общины и на защиту общины от поползновений донатов (феодалов). Не стало ли это одной из важных причин того, что община в России была столь устойчива, а крепостничество возникло столь поздно и вводилось столь постепенно.

В общем, вульгарный марксизм обычно покоится на историческом невежестве.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments