Anatolij Wassermann (awas1952) wrote,
Anatolij Wassermann
awas1952

Вынесено из комментариев

botornot 2016-02-16 11:27:36>

Помнится, реформаторы уже выступали с инициативой приватизации РЖД. На вопрос (кажется, коммунистов), как армия будет перекидывать по частным рельсам грузы и личный состав в случае войны, внятного ответа не последовало, но приватизация тихой сапой всё же началась: в первую очередь прихватизировали самое ценное — цистерны и рефрижераторы, потом вагоны и полувагоны. Убыточные пути оставили на содержание государству, то есть налогоплательщикам :)

На самом деле РЖД всегда были прибыльные, хотя триллионые прибыли тщательно скрывались и превращались в миллиардные. Кроме того, в 1990-е годы возникла куча частных контор по фирменному обслуживанию грузоперевозок, владельцами которых были статусные люди из РЖД или аффилированные чиновники из других ведомств, и эти конторы уводили грузопоток у государства. Но в прессе, естественно, всегда кричали про убыточность железной дороги. Убыточными всегда считались пассажирские перевозки, в первую очередь — электрички, на содержание которых РЖД требовали дотаций у местных властей. Это странно, ведь фирмы по обслуживанию пассажирских поездов давно являются частными — кто их заставляет работать в убыток? Но на пассажирские перевозки всё равно выделяются дотации, а почему, не очень понятно. Ведь до революции частные дороги как-то обходились без дотаций, а в Японии вообще грузовые перевозки убыточны и дотируются за счёт пассажирских. То есть это вопрос качества управления.

Что касается приватизации путей, то есть более веская причина, почему это невозможно, нежели какие-то там психологические факторы: пути нужно приватизировать со всей инфраструктурой для их функционирования и обслуживания, причём сразу по всей России, а на это у всех олигархов России вместе взятых не хватило бы денег. Значит, пути либо оставят в государственной собственности, либо отдадут в частные руки задаром (только непонятно, как собственник собирается получать прибыль и как он будет гарантировать сбор средств за проезд по путям: система «Платон» тут не сработает).

Если предположить, что пути приватизируют не все, а частями, то получится вообще аховая картина: за пропуск по каждому отрезку путей придётся платить отдельно. Вроде бы такая система некогда существовала в Австралии: одна железная дорога переходила в другую, а всего их было десятка два, и за проезд по каждой платили отдельно, то есть за проезд по всей Австралии платили несколько раз. Это привело практически к коллапсу ж.д.транспорта (не помню, чем там дело кончилось, но реформы пришлось проводить :)
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 16 comments