Anatolij Wassermann (awas1952) wrote,
Anatolij Wassermann
awas1952

Непрофессионалы, говорите?

Оригинал взят у pivopotam в «Сказ о том, как наш Су-27 вражеский самолёт-разведчик отгонял» от 2015-04-14 13:36:00.

В тихое ясное утро, 13 сентября 1987 года, в воскресенье, оперативным дежурным Североморского корпуса ПВО была дана команда на подъём в воздух Су-27 из состава дежурного звена 941 ИАП ПВО (п. Килп-Явр). Нарушителем «покоя» был базовый патрульный самолёт Р-3С «Орион» из 333 эскадрильи ВВС Норвегии.



«Орион» «петлял» вдоль границы в Баренцевом море, над нейтральными водами, и по всему вёл контроль за нашей подводной лодкой. Особенностью этого самолётаразведчика было то,что в воздухе он мог находиться до 12-ти часов и долго, долго заставлять «нервничать» силы ПВО.



Задача дежурного Су-27 состояла в том, чтобы контролировать действия «Ориона» и не допустить нарушения государственной границы СССР. Самолет пилотировал старший лейтенант Василий Цимбал. После взлёта КП ИАП «навёл» истребитель на «Орион» и Су-27 начал «нарезать петли» возле «Ориона». Всё происходило как обычный «дежурный» вылет, так как «Орионы» караулили наши ПЛ почти каждый день.

Но! Кто, может быть, помнит: в то время в воскресенье, в 11:00 начиналась по телевидению программа «Утренняя почта». Все хиты советской эстрады в то время показывала в основном только она — альтернативы практически не было. И смотрели эту передачу все и вся — и в домике дежурного звена также. Накануне был анонс предварительный, что в этой «Утренней почте» будет выступать то ли Пугачёва, то ли ещё кто-то из «звёзд» на то время. В общем, ВСЕ посмотрят и послушают, кроме… Кроме лётчика Василия Цимбала. Так как «Орион» будет «болтаться» у границы неизвестно сколько времени. Обидно, да!

И Василий начал «гонять» самолёт ВВС Норвегии Р-3с «Орион». В атаку на него несколько раз заходил, струёй двигателей с курса его сбивал, фигуры высшего пилотажа вокруг него крутил. В итоге задел килем винт двигателя правого крыла «Ориона». Отчего винт сломался, обломки его попали по фюзеляжу «Ориона». Всё! «Орион» сдался и взял курс на базу.

Василий Цимбал докладывает на КП: «Орион» уходит на базу. КП полка даёт добро на возвращение на аэродром. Василий делает боевой разворот, догоняет «Орион», заходит вперёд и начинает слив топлива прямо на кабину и фюзеляж. «Обгадил» Василий самолёт-разведчик страны НАТО как мог. Затем вернулся на аэродром и успел посмотреть «Утреннюю почту», никому ничего не докладывая о произошедшем. Только при осмотре Су-27 техник усмотрел,что сбит обтекатель на киле, но такое бывало и ранее, ничего особенного: заменили и всё.

Более в этот день самолёты-разведчики в акватории Баренцева моря не появлялись… Весь день было тихо и солнечно.

Разгром начался вечером. «Орион» дополз до своего аэродрома. В этот же день был оповещён советский посол в Норвегии. Информация идёт в Москву, там Министру обороны,от него к Главкому войск ПВО. Дежурный генерал ЦКП ПВО запрашивает Архангельскую армию ПВО, армия — корпус, корпус — 941 ИАП. В полку спрашивают у Василия: что было? Тот как нормальный офицер отвечал, что ничего не было, обычный вылет. В полк приезжает командир корпуса, начинаются разбирательства. И всё бы ничего: Василий, может, и выкрутился бы. Но с борта «Ориона» вели видеозапись всех манёвров Су-27. Копия была передана послу Норвегии. Отпираться было невозможно…

Полк долго сдавал зачёты по всевозможным Наставлениям и Правилам, имевшимся в авиации на то время. Васю Цимбала превели в другой ИАП, по замене. Но в полку его помнят как настоящего аса — «укротителя «Орионов»».

Пилот этот был переведен с Дальнего Востока в Мурманск за то, что сдул японский вертолет с палубы авианосца. А вычислен был по фразе, брошенной в эфир: «Пи"№;ц котёнку!» После случая с «Орионом» был переведен в Крымский Гвардейский полк.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 30 comments